Пятница, 03.05.2024, 01:00

Cтихи Есенина

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Автобиография Есенина [4]
Биография Есенина [7]
Жизнь Есенина [1]
Гибель Есенина [2]
Дети Есенина [5]
События [1]
Воспоминания Есенина [1]
Окружение Есенина [3]
Любовь Есенина [18]
Главная » Статьи » О Есенине » Биография Есенина

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской

школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он

пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное -

русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам

Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о

полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый,

Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его

лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому,

к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход

солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным,

многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя

“многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта - самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 - 1915 годах.

Творчество поэта 1914 - 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус -

младенец”, “Голубень” и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные

дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это

и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже

признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и

веселая, справляющая “праздники победные”. В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь - “царевну

сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с

ожереба...” (1916) поэт как будто предсказывает революцию - “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к

единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм (что позже

приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери -

природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и

образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных,

местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных

лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - “Не бродить, не мять в

кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой - каторжной Руси, по

которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется

герой есенинской лирики - он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и

т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность

определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного

обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он

воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих”

(1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец - то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя

стихи 1916 - 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В

1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа

была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 - 1918 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его

лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет

поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может

служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не

узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского

леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”,

“Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению стихи Есенина. Чаще

всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща

золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)

Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины

любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой

народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено

жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.


Категория: Биография Есенина | Добавил: Admin (22.12.2008)
Просмотров: 1865 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ваше любимое стихотворение Есенина о любви?
Всего ответов: 214
Мини-чат
Форма входа

Copyright Портал стихи Есенина © 2024
Хостинг от uCoz Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru